Развитие памяти

e2e4.kz - ваш первый шаг в "Мир шахмат". Турниры, лекции, игры, обучение.

 Шахматная тренировка — основной фактор совершенствования шахматиста. Она включает в себя теоретическую, стратегическую, тактическую и практическую подготовку, развитие расчета и зрительной памяти. Подготовка расчета и зрительной памяти — непременное условие для развития шахматной силы.
При изучении механизмов памяти шахматистов следует выделять следующие ее разновидности: зрительно-моторно-слуховая, зрительная, логическая, слуховая, механическая, моторно-слуховая. Развитие этих качеств имеет для шахматиста почти такое же значение, как развитие вокальных данных для певца.
 Гроссмейстер А. Котов писал о своем совершенствовании: «Крупнейшим недостатком было неумение рассчитывать варианты. Я тратил непомерно много времени на обдумывание простых позиций, а это приводило к цейтнотам… После партии я всегда обнаруживал, что мой противник рассматривал за доской значительно больше вариантов, чем я. Для меня стало очевидным, что над техникой расчета нужно много и упорно трудиться... И я стал работать. Для того чтобы овладеть искусством расчета, я использовал наиболее действенный из известных мне методов; анализ позиций, насыщенных большими тактическими осложнениями... Я старался далеко и точно рассчитать все возможные варианты, не передвигая фигур на доске, будто я играю турнирную партию». В процессе тренировки Котов вырабатывал умение глубоко проникать в тонкости позиции, отбирать варианты для анализа и рассчитывать их с минимальной затратой времени. Благодаря упорной тренировке Котов не только добился мастерства, но и стал одним из ведущих гроссмейстеров страны.
 Нередко задают вопрос: как может шахматист, дающий сеанс одновременной игры на 25-30 досках, держать в памяти ход борьбы в каждой партии? Не служит ли данный феномен примером проявления сверхъестественных способностей? Никакого волшебства в данном явлении нет. Это свойство профессиональной, высоко развитой памяти, опирающейся прежде всего на смысловые характеристики положения на доске и общую оценку позиции. Иначе говоря, шахматист, проводящий сеанс одновременной игры, запоминает по-особому, избирательно – не столько расположение отдельных фигур, сколько общую логическую картину борьбы на доске. Если во время отсутствия сеансера в шутку снять с доски пешку или фигуру, то подошедший к игровому столу сеансер быстро обнаружит пропажу. И не потому, что хранит в памяти “фотографию” данной партии.
Причина в другом. “Украденные” пешка или фигура обычно вносят существенные коррективы в оценку позиции и планы сторон, проводимые до “похищения”. Сеансер, а памяти которого прежде всего сохраняется оценка позиции, обнаружит неожиданные трудности или даже невозможность осуществления ранее намеченного плана игры. Последующая “разборка” быстро восстановит истину. Иногда, к восторженному изумлению зрителей, сеансер восстанавливает весь ход партии – начиная с первого хода. Путеводителем сеансера в “обратном движении” игры опять-таки является план, который реализовывался в партии.
Итак , шахматы прежде всего стимулируют развитие памяти. Следовательно, важнейший элемент специальной тренировки - развитие специфической памяти шахматиста. Время, которое даётся шахматисту на игру турнирной партии всегда ограничено, при расчёте шахматных вариантов двигать фигуры на доске нельзя, как нельзя и заглядывать в специальные справочники или руководства. В этой ситуации сильно возрастает роль умения быстро и правильно рассчитывать варианты.
 Тренировать технику расчёта целесообразно с помощью игры «вслепую». Наряду с практической игрой вслепую следует решать комбинационные позиции на диаграммах в книгах, анализировать позиции на шахматной доске, не передвигая фигуры, изучать партии в книгах без шахматной доски.
 И сами шахматы помогают в развитии памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. И шахматы предоставляют хорошую возможность для её тренировки. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания - все это помогает развитию оперативной памяти.
 Также шахматы помогают развитию кратковременной и долговременной памяти. Уже обладая небольшим опытом игры, шахматист в практической партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает защитный ход. А необходимость по данной позиции, вспомнить течение предыдущей партии поможет развитию памяти.
Но не только запоминание может помочь в улучшении памяти. Шахматы - это и еще процесс мышления. И сам этот процесс позволяет сформировать навыки, улучшающие запоминание. Выделение главного, нахождение связей между отдельными частями информации, её сравнение и сопоставление позволяет существенно улучшить запоминание. Известно, что одним из способов запоминания является связывание информации: новой со старой, или отдельных частей новой. Это позволяет её упорядочить, уменьшить в размерах и сделать более удобной для вспоминания - если вы помните часть информации, то шансы вспомнить связанную с ней значительно повышаются. И игра в шахматы как раз и развивает привычку (а значит и способность) связывать информацию. Ведь в шахматах нет отдельных ходов. Делая ход, вам нужно представить действие на несколько ходов вперед. И при этом учитывать план игры, составленный несколько ходов назад, угрозы противника, которые возникли еще до этого хода и до сих пор не утратили своего действия. Шахматист не оценивает каждую позицию с нуля, а использует предыдущий опыт. Также в шахматах нет отдельных партий. Играя данную партию, используется опыт, накопленный в предыдущих партиях, пытается применить уже известные знания в новой обстановке. Играйте в шахматы и получайте удовольствие, развивая память! .
Записаться
Хочу участвовать!

Документы

вслепую Размер: 34.5 Кб
Вернуться к списку