e2e4.kz - ваш первый шаг в "Мир шахмат". Турниры, лекции, игры, обучение.

«Начните свою тренировку с составления элементарных планов. Самый полезный и нужный из них заключается в том, чтобы определить, какую фигуру разменять, какую оставить. Этот существенный вопрос многих шахматных позиций сам по себе уже может быть планом». (Котов)

 «Сошлись две сильные армии у реки. Один полководец оценил плюсы и минусы расположения противника и своего войска, наметил план действий с учетом возможных ответных контрдействий, выбрал время атаки. Другой, что возглавлял противоборствующую армию, ничего оценивать и планировать не стал, понадеявшись на силу своих войск в бою. Результат сражения предсказуем. Ничего не напоминает? Так происходит и в шахматах.
Тот, кто просто играет, ничего не оценивая и не планируя, исходя только из конкретной ситуации, имеет мало шансов на успех. План – это важный элемент игры, представляющий собой набор действий. Базируясь на оценке позиции, он помогает вести партию, облегчает нахождение ходов, экономит силы и время. План важен на всех стадиях, но приобретает самое большое значение в эндшпиле. План составляется на основании оценки позиции. На этом этапе часто возникают первые проблемы. Есть позиции, которые несложно оценить, а есть те, оценка которых вызывает трудности. Это происходит зачастую в запутанных позициях, когда не достаточно опираться только на основные стратегические и тактические моменты. К таким общим маячкам относятся, например: слабость полей, фигур, их неудачное положение, пешечное преимущество на каком-либо из флангов, взаимодействие фигур и другие.
 После того, как оценка была проведена, составляется план. Определяется цель и действия, которые помогут этой цели достигнуть. Например, у соперника есть слабое центральное поле (в Челябинском им зачастую выступает поле d5), цель – овладеть им, действия – перевод фигур на него и их последующее там закрепление. Или ваши фигуры сконцентрированы у короля соперника и с учетом возникшей ситуации самое лучшее это нападение на него. В этом случае цель – атака короля, возможные действия – надвижение пешек или фигур, пресечение контрударов, разрушение пешечного прикрытия.
План должен быть реалистичным, обязательно должна быть возможность его осуществления. Так же не надо планировать то, чего соперник может сразу же пресечь. Очень важно следить за планами соперника и по возможности их пресекать. Если действия оппонента опаснее, то первоначально надо позаботиться об их нейтрализации и только потом проводить свой план. Если опасности нет, то можно продолжить свою игру. Например, вы атакуете короля и получаете опасный контрудар по центру, при этом атака соперника развивается быстрее, тогда на время надо переключиться на его нейтрализацию, а после, если есть возможность продолжить свой предыдущий план. Или возникла спокойная позиция, в которой каждый проводит свои действия, в таком случае, можно поводить свой план, но при этом внимательно следить за оппонентом.
 По ходу игры позиция меняется, а вслед за ним и приоритеты. Появляются новые возможности, нюансы. Надо своевременно на них реагировать и корректировать в соответствии с ними свои планы. Таким образом, получается следующий алгоритм: 1. Оценка позиции 2. Составление плана 3. Учет планов соперника и либо их пресечение, либо продолжение своих действий 4. Корректировка плана в соответствии с изменениями позиции» - Гроссмейстер Наталья Погонина на
pogonina.com с примером на собственной партии по составлению плана.

Примеры планов на элементарных шахматных окончаниях

 Выиграть, имея даже лишнего ферзя, можно, играя только по плану. Вот как этот план формулируется словесно: «Белые с помощью собственного короля и ферзя оттесняют короля противника в угол или на крайнюю линию (но осторожно, чтобы не было пата!) и наносят решающий удар ферзем под защитой короля или по крайней линии».
Выиграть окончание с конем и слоном против одинокого короля сложнее (недаром турнирная практика знает случаи, когда верный путь к победе не могли найти некоторые мастера).

 Тут победа достигается только с помощью точной игры по плану, разбивающемуся на три этапа: С участием всех трех белых фигур черный король оттесняется в угол, противоположный цвету белого слона. Все три фигуры перегоняют черного короля в угол цвета белого слона (следите, чтобы он не выскочил, иначе все придется начинать сначала). Внимательно предупреждая возможность выскочить королем из угла, перестраиваясь, белые король, слон и конь создают одну из матовых позиций.
План выигрыша в первом окончании состоит из одного этапа, одной ступени; во втором таких ступеней - три. Источник -chesspok.narod.ru
План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях - формулированием общих планов и соображений. Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана. При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара. Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника. Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона. При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее. Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее. При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.
При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:
1. Корректна ли жертва.
2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.
3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.
4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы - спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.
По материалам 
gambiter.ru 
chesszone.net.ru
Записаться
Хочу участвовать!
Вернуться к списку