e2e4.kz - ваш первый шаг в "Мир шахмат". Турниры, лекции, игры, обучение.

Известно, что Клара Шагеновна Каспарова, мама легендарного чемпиона мира, одна подняла сына, выпестовала его талант и карьеру, сумела остаться самым близким и интересным для него человеком.
«Главное, что я с ней могу быть откровенен, как ни с кем другим, — рассказывал Гарри Каспаров. — В критические минуты ты слышишь голос, которому привык верить долгие годы. Каждому из нас необходим кто-то, кому можешь довериться, высказать все без утайки, называя вещи своими именами. И тогда чаще всего ты сам понимаешь, как поступить. Мама шутит, что она поглощает мой стресс».

        Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то, прежде всего семья юного спортсмена должна стать его союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов.
Всех родителей можно условно подразделить на несколько категорий:
родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких турнирах не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко достигают высоких результатов;
папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался шахматами, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде не может привести к большому успеху;
категория родителей - неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует, не столь стремительно, как хотелось бы. Людей такого типа интересует только одно - награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами.
родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать педагогов, почему-то считая себя специалистами в области шахмат
        Крайне важным фактором для шахматиста, особенно если он еще очень молод, является поддержка родителей. От их отношения ко всему, что делает их ребенок, от их мнения, одобрения, негодования, помощи и понимания зависит успех спортсмена.
        Увы, не многие родители понимают, как правильно себя вести, чтобы не напугать, не вызвать отрицательного отношения у ребенка к какой-либо деятельности. Прежде всего, никогда не нужно ставить условия для будущего спортсмена, говорить ему, что, если он не добьется тех результатов, которых от него ожидают, он будет наказан или что-нибудь в этом роде. Многие начинающие спортсмены с огромным потенциалом бросают шахматы именно из-за того, что на них слишком давят родители. Добиться больших успехов в состоянии постоянного напряжения и страха, что не сможешь сделать того, что от тебя ждут, очень трудно, не каждый человек способен это выдержать.
        На самом деле все старания и требования родителей, чтобы их ребенок добивался лучших результатов, больше тренировался, критическое отношение к его ошибкам приводят к возникновению протеста, нежелания что-либо доказывать. Мудрые родители никогда не станут упрекать будущего спортсмена за то, что у него что-то не получается. Лучше, наоборот, похвалить его за успехи, а если он и в самом деле играл в какой-то день не лучшим образом, нужно не ругать его за это, а подчеркнуть его старания и стремление победить. Также неправильно сравнивать успехи ребенка с достижениями его товарищей, а уж тем более соперников. Каждый человек развивается и по своему индивидуальному пути, поэтому не нужно формировать у ребенка комплекс неполноценности и чувство, что он хуже других.
        Очень важно развивать в будущем спортсмене чувство удовлетворения от его поступков. Для этого необходимо акцентировать внимание не на результатах, а на приложенных усилиях для достижения какой-то цели. В итоге он научится нести ответственность за свои поступки, реально оценивать себя и свои силы, ставить перед собой цели и задачи и достигать их, дисциплинировать самого себя, а значит, будет добиваться лучших результатов.
        Родители должны находиться в постоянном контакте с педагогом. От того, насколько сплоченно они будут действовать, зависит успех будущего шахматиста. Не должно быть никаких конфликтов или лишних выяснений отношений, особенно в присутствии ребенка, иначе это может травмировать его. Отношения должны строиться по принципу предельной откровенности родителей и педагога. Ни в коем случае родители не должны вмешиваться в работу педагога с их ребенком, важно полностью доверять ему.
        
Памятка родителям:
1.  Родителям в первую очередь самим не паниковать, не показывать свое «негативное» эмоциональное состояние. (в этом возрасте дети чувствуют свою маму. Они поймут ее эмоциональное состояние, даже если она скажет, что все хорошо.)
2.  Ни в коем случае не ругать ребенка за проигрыш. Не отталкивайте ребенка, прижмите его к себе, успокойте, выслушайте его при необходимости.
3.  Отвлечь ребенка от воспоминаний после проигранной партии.
4.   Настроить ребенка на следующую игру.
5.   Устроить для ребенка отдых в форме подвижных игр, провести зарядку или релаксацию.
6.   Если у ребенка есть талисман, не отбирайте его, а подыграйте.
7.   Ни в коем случае нельзя произносить слово «не повезло», поскольку ребенок начинает искать причины неудач не в себе (и тем самым больше работать), а во внешних обстоятельствах, а это – залог дальнейших проигрышей.
8.    Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Записаться
Хочу участвовать!
Вернуться к списку